На главную Вопросы и ответы Контакты

Международная финансовая корпорация (подразделение Всемирного Банка по работе с частным сектором) о разработке сахалинского Плана содействия:

«В связи с тем, что большинство консультаций проводились во время зимних месяцев, особое внимание было необходимо уделить, чтобы наиболее социально незащищенные члены местного сообщества, такие как пожилые люди, имели возможность присутствовать. В случае необходимости были обеспечены средства транспорта, или более молодые члены сообщества сопровождали пожилых людей. По мере возможности время проведения встреч было выбрано так, чтобы совпадать с окончанием рыбной ловли в этот день. Выделялось время, чтобы участники поделились своими проблемами и общей обеспокоенностью. Было уделено внимание, чтобы ко всем присутствующим относились с уважением  и были предприняты усилия по поиску консенсуса, - это привело к тому, что встречи были очень длинными, но люди чувствовали, что их присутствие имеет значение».

См. International Finance Corporation. Stakeholder Engagement: A Good Practice Handbook for Companies Doing Business in Emerging Markets 

Программа поддержки традиционный экономической деятельности

В процессе подготовки третьего «Плана содействия» представители коренных малочисленных народов согласились с тем, что около половины бюджета Плана будет выделено на поддержку традиционной экономической деятельности.

Программа поддержки традиционной экономической деятельности (ППТЭД) была разработана для решения вопросов трудоустройства и развития бизнеса коренных малочисленных народов.

Представители коренного населения также подчеркнули важность традиционных видов природопользования (оленеводство, рыболовство, собирательство дикоросов, художественные промыслы) для сохранения своего культурного наследия.

ЦЕЛИ:

  • развитие и сохранение традиционных форм экономической деятельности коренного населения Сахалинской области;
  • создание рабочих мест и возможностей экономического развития для коренного населения на основе уже имеющихся у них опыта и умений;
  • увеличение мощности предприятий коренного населения;
  • поддержка развития экономически устойчивых предприятий путем предоставления им возможности отказаться от грантов и субсидий и начать пользоваться рыночными инструментами, такими как займы/кредиты;
  • содействие тому, чтобы успешные общины малочисленных народов и иные объединения КМНС предоставляли общественные выгоды и поддержку своим местным сообществам.

В настоящее время многие общины малочисленных народов и иных объединений КМНС, в частности, работающие в сфере традиционной экономики (рыболовство, оленеводство, собирательство, охота и ремесла), являются экономически нестабильными или неконкурентоспособными. Многие семьи из коренного населения зарегистрировали родовые хозяйства/общины или самостоятельно осуществляют традиционную хозяйственную деятельность на основе самообеспечения.

На одном конце спектра находятся маленькие семейные образования, занятые рыбной ловлей, собирательством и иногда охотой для обеспечения своего пропитания и, по возможности, продажи или обмена избыточной продукции. Представители КМНС пользуются квотами на отлов рыбы, которые выдаются коренному населению на личное потребление. На другом конце спектра имеется несколько предприятий, пользующихся промышленными квотами и реализующими свой улов на коммерческих рынках с целью получения прибыли. Между ними располагается ряд мелких некоммерческих хозяйствующих объектов.

На сегодняшний день имеется лишь несколько примеров устойчивых общин малочисленных народов и иных объединений КМНС, основанных на традиционных видах деятельности. Однако возможности для общин коренных народов добиться успеха на более широком рынке все же существуют, и, как показал второй «План содействия», такие успехи возможны при наличии поддержки и предпринимательских навыков. Во время проведения консультаций представители коренных народов выразили

пожелания, чтобы в рамках третьего Плана была предоставлена поддержка коммерческим организациям и тем, которые могут таковыми стать. Опыт, полученный в ходе реализации второго Плана, продемонстрировал, что предприниматели из числа КМНС нуждаются в подготовке по основам ведения бизнеса, равно как и по некоторым техническим специальностям. Предприниматели из числа коренных народов, ссылаясь на опыт реализации второго Плана, и впоследствии рассчитывают на помощь в виде грантов, бесплатного обучения и низкопроцентных займов.

ППТЭД поддерживает желание предпринимателей из числа коренных народов развивать свою экономическую деятельность, в первую очередь, на благо коренного сообщества, но в то же время программа направлена на постепенное создание возможностей для предпринимателей из числа КМНС стать конкурентоспособными на внешних экономических рынках.

КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММ

В ходе реализации второго Плана в рамках Программы ПТЭД выделялись резервируемые средства на реализацию бизнес-планов, грантов в поддержку самообеспечения представителей КМНС, выдачу микрозаймов общинам малочисленных народов и иным объединениям КМНС, занимающимся традиционными хозяйственными видами деятельности. Таким образом, средства для третьего Плана будут распределяться по ряду компонентов, в первую очередь включающих:

  • развитие потенциала коренных народов;
  • бизнес-планирование;
  • гранты на самообеспечение;
  • программа предоставления микрозаймов.

ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА, РАЙОННЫЕ КОМИТЕТЫ И БЮДЖЕТ ПРОГРАММЫ

Все решения о выделении средств в рамках Программы поддержки традиционной экономической деятельности (ППТЭД) будут приниматься комитетом ППТЭД.

Этот орган работает под общим управлением правления «Плана содействия и состоит из семи представителей коренных малочисленных народов, выбранных по одному от каждого из семи районов, признанных в качестве районов традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС Сахалинской области. Каждый представитель должен быть знаком с ведением традиционной экономической деятельности в своем районе и выбран местными жителями этого района в соответствии с процедурой, определенной РСУП КМНС СО.

Председатель комитета будет избран комитетом в полном составе. Комитет будет собираться на регулярной основе, частота проведения заседаний и прочие организационные моменты будут согласованы членами комитета.

Экспертная группа.

Для выработки рекомендаций в ходе принятия комитетом решений как о стратегических подходах к развитию традиционной экономической деятельности в Сахалинской области, так и об оценке бизнес-планов или предложений о выдаче займов будет также создана экспертная группа ППТЭД (ЭГПТЭД). В состав ЭГПТЭД войдут:

  • представители Правительства Сахалинской области (Министерство экономического развития Сахалинской области, управление коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области);
  • один представитель компании «Сахалин Энерджи»;
  • один представитель Регионального совета уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области.

Каждый из партнеров будет отвечать за определение процедур при выборе собственных экспертов-представителей.

ЭГПТЭД будет оценивать все предложения, принимая во внимание жизнеспособность предложения с точки зрения эффективности бизнеса или его жизнеспособность в финансовом отношении, устойчивость предлагаемого вида деятельности и тот вклад, который эта деятельность могла бы внести в сохранение и расширение традиционной экономической деятельности (для бизнес-планов) и мероприятиях, направленных на развитие потенциала коренных народов.

Районные комитеты.

Районные комитеты являются внешними представительными органами «Плана содействия» и созданы для проведения предварительной экспертизы проектов, поданных на рассмотрение комитета ППТЭД в рамках компонента «самообеспечение», а также для составления рекомендаций к проектам, предлагаемым к реализации на территории своего района.

В состав районного комитета входят по одному представителю администраций районов традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС Сахалинской области и по два представителя местных советов уполномоченных представителей КМНС.

Бюджет.

Объем финансирования, который предполагается выделить на Программу ПТЭД в первый год, будет составлять половину общего бюджета программы третьего Плана (см. раздел 4.6). Эта сумма будет ежегодно корректироваться правлением «Плана содействия» по мере необходимости (см. раздел 4.4.2).

МОНИТОРИНГ

Осуществление Программы поддержки традиционной экономической деятельности будет оцениваться тремя партнерами по реализации Плана на регулярной основе. Внешний мониторинг и оценка будут также осуществляться группами по внешнему мониторингу и оценке, описанными в разделах 4.5.2 и 4.5.3 «Плана содействия». С участниками и организациями, занимающимися осуществлением Плана, будут проводиться регулярные консультации, по результатам которых будет осуществляться планирование и разработка будущей деятельности.

Прогрмма поддержки традиционной экономической деятельности 2-го Плана содействия.

Программа поддержки традиционной экономической деятельности была разработана для решения проблем занятости представителей коренных народов и экономического развития с учетом, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов севера сахалинской области. Представители коренных народов также подчеркнули важность традиционных видов природопользования (рыболовство, оленеводство, охота, собирательство дикоросов, собаководство, художественные промыслы) для сохранения их культурного наследия.

Цели программы:

  • Развитие и сохранение традиционных форм экономической деятельности  КМНС Сахалинской области;

  • Создание рабочих мест и возможностей экономического развития для коренных народов на основе уже имеющегося у них опыта и умений;

  • Поддержка экономического развития общин малочисленных народов и иных объединений КМНС Сахалинской области путем предоставления им возможности пользоваться рыночными отношениями и микрокредитами (займами);

  • Содействие тому, чтобы успешные организации КМНС Сахалинской области предоставляли общественные выгоды и поддержку своим местным сообществам;

  • Содействие  в  достижении  конкурентоспособности  общин малочисленных народов и иных объединений КМНС Сахалинской области на  внутреннем и внешнем экономическом рынке.

Программа поддержки традиционной экономической деятельности включает три компонента:

  • проекты по направлению «самообеспечение»;

  • инициатива по поддержке общин и иных объединений КМНС – бизнес-планирование;

  • микрокредитование.

Структура программы и направления проектов:

Документация:

/ Фотогалерея

Мастер-класс хореографа, специалиста по танцам народов Севера, Вячеслава Нилова, октябрь 2007 г.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player



/ Достижения

Лауреат международной премии им. Витуса
Беринга

Лауреат конкурса социальных инвестиций «Корпоративный донор России – 2008»

Первое место на Дальневосточном международном фестивале «Живая нить времен»